Не так давно победительница 3-х этапов Бриллиантовой лиги бегунья на средние дистанции Нелли Джепкосгеи была дисквалифицирована на три года за подделку документов. Кенийка пропустила допинг-тест, несмотря на то, что сама же указала, что будет доступна для тестирования. По словам спортсменки, пропуск теста произошёл из-за того, что она была в больнице в Кении, куда попала её сестра после ДТП.
Позже следствие выяснило, что аварии с участием сестры Джепкосгеи зарегистрировано не было. Помимо этого, документы из больницы, которые предоставила Нелли, оказались поддельными. В итоге кенийка призналась в обмане, что позволило сократить срок дисквалификации с 4 до 3 лет. Рассмотрим несколько схожих примеров из мира спорта, где атлеты пропускали более двух (разрешённых) допинг-тестов.
Наследник Болта попался
Самые нашумевшие истории связаны с лёгкой атлетикой. За пропуск трёх допинг-тестов в течение 12 месяцев американцу Кристиану Коулману, который считался восходящей звездой лёгкой атлетики и наследником славы Усэйна Болта, грозила дисквалификация на два года. Однако её удалось избежать. Американское антидопинговое агентство (USADA) сослалось на некие технические проблемы. Выяснилось, что один из пропусков на самом деле пришёлся не на 6 июня, а на 1 апреля 2018 года. Поскольку третью проверку Коулман пропустил 26 апреля 2019 года, то формально это было уже более чем через 12 месяцев после первого нарушения. Таким образом, с американца снялись обвинения и временная дисквалификация. Он смог поехать на чемпионат мира в Катар и стать лучшим на дистанции 100 метров, показав личный рекорд — 9,76 сек.
Однако в декабре того же года Кристиан Коулман снова пропустил допинг-тест. Главный антидопинговый орган лёгкой атлетики, Athletics Integrity Unit, принял решение дисквалифицировать американского спринтера до мая 2022 года.
«Сам лишил себя медалей»
Не менее плачевные последствия имело «Дело Лысенко». В августе 2018 года 21-летнего чемпиона мира в помещении Данилу Лысенко отстранили от соревнований после того, как он пропустил три допинг-теста за год. Российская сторона не согласилась с этим решением и вступилась за спортсмена. Для него собрали документы, объясняющие пропуск тестирования — якобы из-за того, что находился в больнице из-за приступа аппендицита и ДТП.
Athletics Integrity Unit решил расследовать это дело. В результате выяснилось, что все данные клиники, в которой лечился Данил – от регистрационного номера до имён врачей – были выдуманными, а по указанному адресу больницы находится разрушенное здание.
Как итог – глава Всероссийской федерации лёгкой атлетики Дмитрий Шляхтин был отстранён на 4 года по делу о фальсификации документов, а сам спортсмен был отстранён от соревнований на неопределённый срок. «Сам лишил себя медалей, эмоций и всего остального», – признаётся Лысенко.
Виноваты часовые пояса
Биатлонистка Маргарита Васильева отчаянно боролась против наказания за тройной пропуск. Россиянка пропустила 3 визита допинг-офицеров: 23 апреля и 5 июня 2018-го и 3 февраля 2019-го. Она надеялась отменить последний пропуск: если в первых двух случаях она забывала о заполнении календаря, то в третьем её подвели часовые пояса. Спортсменка добиралась до Канады по сложному маршруту: Красноярск – Москва – Лос-Анджелес – Калгари и не учла смену времени, о чём и рассказала в объяснительной для IBU.
Антидопинговая комиссия Международного союза биатлонистов (IBU) тянула с вынесением решения – всё это время Маргарита искала виноватых. Даже появилась версия, что она не знала о втором пропуске: якобы IBU не уведомил её, а Союз биатлонистов России запутал Маргариту в датах. Тем не менее, IBU дисквалифицировал россиянку на 18 месяцев.
Виноват домофон
Осенью 2017-го французская теннисистка Ализе Корне пропустила три проверки за год, о чём сама написала в Твиттере:
«В октябре я получила третье уведомление ITF о пропущенном тесте. Это произошло по уважительным причинам, но ITF о них слушать не захотела».
Позже Международная федерация тенниса (ITF) всё-таки прислушалась к Корне. Оказалось, что Корне указала час доступности с 8 до 9, в это время она должна была находиться дома. Допинг-офицер пришла по указанному адресу, но домофон дома Корне был сломан (теннисистка прикрепила к делу документы о ремонте).
Сотрудница WADA позвонила Корне, но ей ответил автоответчик – по правилам WADA-офицер не оставляет сообщение спортсмену. Француженка не смогла перезвонить, так как номер допинг-офицера был скрыт. В итоге третий пропуск с Корне сняли и не наказали спортсменку.