Кто из настоящих футбольных фанатов в детстве не собирал карточки селебрити, а затем не вклеивал их в специальный журнал? Один портрет футболиста стоил максимум 50 рублей. А что, если мы скажем, что в США за карточку бейсболистов на аукционах выкладывают миллионы долларов. Сегодня поговорим про главный фетиш американских фанатов.
Откуда пошли эти карточки?
Бейсбольные карточки в США – это коллекционные предметы, которые содержат информацию о профессиональных бейсболистах. Карточки изготавливаются специально для коллекционеров и имеют фотографии игроков, их статистику и другую информацию о карьере бейсболиста.
Карточки начали выпускаться в середине 19 века, тогда это было маркетинговым продуктом табачных фирм. В те времена бейсбол стал профессиональным видом спорта, а в пачки сигарет вкладывали жёсткий кусок картона для плотности упаковки. Компания Allen&Ginter решила усовершенствовать обычные картонки, сделав из них красочные мини-открытки. Этот ход сыграл на прибыль: бейсбольную публику стали интересовать такие нестандартные вкладыши.
Карточки – способ инвестировать
Позже монополию на спортивные вкладыши перехватили владельцы пекарен, что позволило привлечь и детскую аудиторию. Из-за нехватки бумаги бизнес приостановился во время мировых воин, однако в 50-е годы прошлого столетия фирма Topps, которая изначально также специализировалась на сладком, стала делать акцент на производстве карточек. А в 70-е года карточки стали и вовсе средством инвестиций – выяснилось, что старинные и уникальные экземпляры спустя годы можно продать за солидную сумму.
Существуют различные компании, которые выпускают бейсбольные карточки, такие как Topps, Donruss, Upper Deck и Panini. Многие из них выпускают специальные серии и коллекционные наборы, которые могут быть ограничены по количеству или содержать автографы или фрагменты игровой формы игроков.
Кому-то был точно на руку коронавирус, так это производителям карточек. Если в 2019 году рынок спортивных вкладышей оценивался в $4,7 млрд, то, как говорят специалисты, к 2027 году он достигнет $62 млрд. Люди воспринимают карточки не как хобби, а больше как инвестиции. Что-то наподобие NFT, если сравнивать российский рынок.
«Коллекционирование карточек – это своего рода гибрид инвестиций и изобразительного искусства. В них много ностальгии, которая отсылает к рынкам в сфере искусства. Но, исходя из реальных данных, которые у нас есть, это больше похоже на фондовый рынок», – говорит исполнительный директор аукционов PWCC Брент Хьюгенс.
Для примера: карточку с изображением бейсболиста «Питтсбург Пайрэтс» Хонуса Вагнера в 1933 году продали за $50, в 1991-м известный хоккеист НХЛ Уэйн Гретцки купил её уже за $451 тыс., а в 2007 году её продали за $ 2,8 млн, в 2020 году – за $ 6,6 млн!
А в августе прошлого года вкладыш с игроком «Нью-Йорк Янкиз» Микки Мэнтлом-1952 продали за $12,6 млн – это пока мировой рекорд спортивных вещей, когда-либо проданных на аукционах.
Как определяется ценность?
Ценность бейсбольной карточки определяется несколькими факторами, включая:
Редкость. Чем меньше экземпляров определенной карточки существует, тем она ценнее. Например, карточка с ограниченным тиражом или карточка, которая является частью редкого набора, будет иметь более высокую ценность. Так, карточек с Микки Мэнтлом всего шесть в мире – отсюда и рекордная стоимость.
Состояние. Ценность карточки также зависит от её состояния. Чем лучше состояние карточки (без царапин, повреждений или мятых углов), тем выше её стоимость.
Популярность игрока. Карточки знаменитых или доминирующих игроков будут иметь более высокую стоимость. Также вкладыши из ранних лет или карточки, связанные с известными игровыми моментами или рекордами, могут иметь высокую ценность.
Подписи или реликвии. Если карточка имеет подпись самого игрока или содержит части игровой формы (relics), такие как фрагменты биты или формы, они могут значительно увеличить её ценность.
Бейсбольные карточки являются популярным хобби и торговой отраслью в США. Фанаты и коллекционеры могут покупать, продавать и обмениваться карточками, а также собирать полные серии или определённых игроков по своему вкусу.