Игровая индустрия стремительно развивается во всём мире. Для тех, кто не следил за новостями гейминга последних лет, напомним: развлечения подростков, просиживающих часами перед монитором каждый день, переросло в киберспорт. Теперь это полноценный вид спорта, имеющий олимпийские перспективы и круглые суммы призовых на турнирах. Если 10 лет назад призовой фонд на The International – крупнейшем соревновании в киберспорте – составлял порядка 1.5 млн долларов, то сейчас эта сумма равняется 40 млн долларов.
Россия не отстаёт от тренда. Начнём с того, что у нас первыми в мире признали киберспорт видом спорта, ещё в далёком 2001 году. А Федерация компьютерного спорта России была основана ещё раньше — 24 марта 2000 года. На международной арене нам тоже есть чем похвастать: например, чемпионом всё того же турнира The International в прошлом году стала команда Team Spirit, наполовину представленная россиянами.
Шаг 1 – киберспорт в вузах
Кроме того, в России можно получить полноценное образование по киберспорту. На сегодняшний день несколько вузов страны – большинство из них находятся в Москве, такие как РГУФКСМиТ и Университет «Синергия», – дают возможность обучиться профессии геймера. Программа обучения предполагает как углубление в игровые дисциплины – разбор тактики и оттачивание мастерства, так и прокачивание навыков менеджера киберспорта – как собрать и продвинуть свою команду, как сделать лицо в медиасреде и т.д.
Шаг 2 – киберспорт в школах
И вот на этой неделе рабочая группа при комитете Госдумы по физической культуре и спорту в рамках обсуждения вопросов импортозамещения в сфере киберспорта предложила ввести уроки по компьютерному спорту в школьную программу.
«Мы будем прорабатывать вопросы введения уроков киберспорта в школах. Мы находимся на связи с профильными ведомствами, и они одобряют эту идею», — заявил депутат Госдумы Амир Хамитов.
Подобные инициативы и раньше исходили от Института развития интернета, который в 2019 году предложил в качестве факультатива организовать кружки по киберспорту в школах России. Среди дисциплин, по которым должны вестись занятия, были FIFA 19, Minecraft, World of Tanks, Dota 2, Hearthstone и другие.
Зачем это школьникам?
Что же всё-таки даст появление кибердисциплины в школах? Официальных мотивов от группы при комитете Госдумы по физической культуре и спорту не последовало, но если опираться на данные 2019 года, авторы проекта считают, что занятия киберспортом могут стать для школьников «альтернативой действительно опасным и социально агрессивным субкультурам». Мысль тут проста: школьники будут заниматься тем, что им действительно нравится, но будут делать это под контролем взрослых, в безопасных условиях и с помощью профессионалов. Вот только кто они – эти профессионалы? Кибериндустрия меняется молниеносно: что было актуально у геймеров вчера – сегодня уже пройденный этап, угнаться за всем будет непросто.
Так или иначе, научить реакции, быстроте принятия решения и определённой игровой логике, которая может благотворно перенестись и на остальные школьные кроки, наставник должен уметь. За внедрение нового предмета в школу говорит и мировой опыт: в Швеции и Норвегии с 2016 года киберспорт включен в обязательные программы, а в школах США с 2018 года проводятся официальные киберспортивные турниры. Изи катка!
Материал Евгения Деревянко