Президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко – про детский спорт и важность выбора первого тренера.
— У тебя сын занимается хоккеем. Молодому родителю, который отдает своего ребенка заниматься каким-либо видом спорта, что бы ты посоветовал?
— У меня только один совет – совет родителям, и он им понравится. Если вы отдаете ребенка в какой-то вид спорта, особенно в маленьком возрасте, то оставьте его в покое, не давайте ему никаких советов. Аплодируйте, поддерживайте его. Не надо делать из него новых Овечкиных, Кириленко, Мусэрских. Не надо из них делать профессиональных спортсменов. Дайте возможность детям получать кайф от спорта, которым они занимаются. В 14-15 лет они сами придут к тому, что нужно работать, нужно делать определенные какие-то вещи. Если изначально ребенок не получает удовольствие и выполняет работу, то очень маловероятно, что он в 16-17 лет будет продолжать выполнять работу. Ему просто неинтересно будет это. Сейчас огромное количество отвлекающих факторов, начиная от iPad-ов и разных компьютерных игр, которые отвлекают ребенка. «Зачем я буду ходить как на каторгу в баскетбол, где у меня тренер орет, родитель орет?» И ребенок в шоке и думает: «Я не хочу больше ходить баскетболом заниматься». А наши дети должны, прежде всего, играть. Мы же играем в баскетбол – это же игра, прежде всего, они должны получать удовольствие от игрового процесса. Ты не можешь воспитать позже игровика. Мы же знаем все, что есть атлетический игрок, сильный, есть умный игрок, а есть игровик. Он может плохо бросает или не понимает, но он в игре, он чувствует игру, а это, к сожалению, невозможно натренировать, это закладывается в самом начале. От процесса твоей вовлеченности у тебя должен быть некий кайф, удовольствие. Когда это есть, дальше ты уже приобретаешь какие-то скиллы, приобретаешь стратегию, мысль какую-то, но это уже все позже. Сначала у тебя должно быть удовольствие от того, что ты делаешь.
— На родителях достаточно серьезная ответственность – это выбор тренера.
— Да, несомненно. Здесь, к сожалению, не так много выбора у родителей. Если в Москве ты можешь выбрать 4-5 разных школ, попробовать этого тренера, того, что больше подходит, то в регионах зачастую 1-2 тренера, то есть у тебя нет такого большого выбора. В этой ситуации многое зависит от тренеров, специалистов, которые работают с детьми. Тренер, который работает, может как придать огромный импульс и воодушевление игроку, так и зарубить на корню все его желания вообще даже заниматься баскетболом.
— Какими качествами должен обладать тренер, чтобы ты отдал своего ребенка заниматься?
— Это очень сложно сформировать. Они вроде бы все понятны тебе, эти качества, но чтобы вся эта совокупность была в одном человеке – очень сложно. Очень многое зависит от экономических проблем. Представляешь, если у человека маленькая зарплата, он ищет возможность себе где-то заработать, то, естественно, у него голова не в тренировочном процессе. Это все понятно. Конечно, мне бы хотелось, чтобы тренеры, прежде всего, к детям относились, как к своим детям в широком ключе. Это не значит, что не надо быть строгим, требовательным, но это и не значит, что ты должен быть неким горлопаном, кричать, орать и, тем более, материться, рукоприкладствовать – это недопустимо. Мат, рукоприкладство, крик недопустим. Да, может быть повышен голос, да, может быть требовательность. Я понимаю, тренеры не святые и могут где-то срываться, но опять же, если ты сорвался, успокойся, сядь, извинись. Не должно быть личных привязок никаких. Иногда, когда я на какой-то игре слышу: «Ты идиот, что ты делаешь?», для меня это прям как ножом по сердцу. Не может тренер кричать своему подопечному: «Ты идиот!» Неправильно сделал – давай исправим, тем более для подрастающего поколения.